Наркологическая клиника Красноярска «Радуга»

Апатия или лень и что такое абулия?

Апатия — по иному бесчувствие, или полное безразличное отношение к окружающему. Возникает как симптом у ряда психологических заболеваний, иногда проявляется как самостоятельное психологическое расстройство. По мере усиления расстройств имеет свойство усиливаться, ослабляются желания, снижается активность, процесс усугубления доходит до абсолютного и полного безразличия ко всему происходящему вокруг.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10, так же принятой и в России, апатия относится к симптомам и признакам отклонения от нормы познавательной сферы, поведения и эмоционального состояния.

Иногда, параллельно апатии проявляется абулия. Абулия характеризуется патологическим безволием и отсутствием побуждающих факторов для любой деятельности.

Апатия выступает симптомом при таких психологических заболеваниях как депрессия, шизофрения, при поражениях головного мозга, как последствие черепно-мозговых травм, при пост операционном синдроме.

В повседневной жизни апатию часто приравнивают к меланхолии, но по сути, меланхолия, если не является чертой характера, это не что иное как депрессия. Нередко к апатии на бытовом уровне приравнивают меланхолию, хотя если выражаться предельно точно, то меланхолия — это то, что на сегодняшний день называется депрессивное расстройство.

Внешние признаки апатии очень сильно похожи на банальные проявления лени. Чтобы не спутать апатию и лень, надо быть внимательным к своему внутреннему состоянию, а так же к поведению своих близких. Несвоевременное обращение внимания на апатичное состояние может привести к развитию более серьезных психологических расстройств, так как, еще раз напоминаем, апатия основной симптом психологических заболеваний. Апатия не имеет возрастных ограничений.

Так, случаи депрессии зафиксированы даже у младенцев, а при шизофрении негативная симптоматика (в числе признаков которой имеются так же и проявления апатии), может нарастать постепенно и не очень заметно в периоде, так называемого продрома, предшествующего острому психозу.

Симптомы апатии

Именно поэтому нам всем, особенно родителям, стоит подумать, насколько правильно мы способны оценить «ленивое» поведение ребенка или подростка. Ведь за нежеланием что-то делать, в лучшем случае может скрываться стремление избежать неудачи и снижение мотивации (например, ребенок не хочет делать уроки, зная, что за ошибки в тетради мама будет непременно ругать), либо — нарастание апатичной симптоматики, что гораздо страшнее, хотя, к счастью, происходит реже.

Иными словами, необходимо помнить, что ни одно из состояний человека никогда не возникает «просто так». Как нет «просто лени», так не существует и «просто апатии». Если же речь действительно идет

о ней, то без поиска причины, вызвавшей подобное состояние, симптоматическое лечение вряд ли будет действительно эффективным. Все рекомендации о том, как бороться с апатией при помощи «самоанализа», активного отдыха, смены работы и путешествий, к сожалению, не работают. Ведь если бы человек в состоянии апатии действительно смог все это осилить, то это означало бы, что он вполне здоров и такой проблемы не существовало изначально.

Итак, симптомы апатии — безразличие к окружающему и себе, замкнутость, невыразительность речи, желание находиться в одиночестве, отсутствующая инициатива, грусть и тоска могут говорить о наличии серьезного психического заболевания, переживании  стресса. В любом случае, длительное пребывание в подобном состоянии может быть чрезвычайно опасным и требует скорейшего начала лечения.

Лечение апатии

Прежде, чем говорить о том, как избавиться от апатии нужно поставить правильный диагноз. Именно с установления причины, вызвавшей это состояние, начинается построение плана лечения. Если речь идет о серьезных заболеваниях: шизофрении, депрессии, алкоголизме, то без применения фармакологического лечения практически не обойтись. Ведь, согласитесь, бессмысленно лечить апатию у алкоголика, никак не воздействуя на основное заболевание.

В случае, когда апатия имеет крайние формы проявления (человек без видимой причины и длительное время абсолютно равнодушен ко всему окружающему, самому себе, приему пищи, внешнему виду, страданию родных), показано срочное начало стационарного лечения. Такое состояние напрямую угрожает жизни и здоровью больного.

Апатия поддается лечению методами пстхотерапии, но вновь отметим, что их подбор должен учитывать основную причину заболевания.

Copyrights ©2014: Медицинский центр "Радуга" / Сайт разработан Интеллектуальные Компоненты